Южнокорейский философ Бьюн-Чул Хан в своей книге «Прозрачное общество» (2012) снова исходит из паноптической метафоры Мишеля Фуко для развития концепции цифрового паноптикума. Речь идет о новой абсолютной видимости, которая позволяет с помощью электронных средств видеть все, начиная с личной жизни каждого человека. Она включает социальные сети и инструменты Google –Earth, Maps, Glass и Street View– и YouTube.
Обеспеченная гиперсвязью Южная Корея имеет самую быстроскоростную интернет-навигацию в мире и является самой смелой лабораторией прозрачного общества, превратившейся в своего рода «святую землю» гомо-цифровых людей, чьи сотовые телефоны позволяют им «исследовать» мир с расстояния протянутой руки.
Паноптический контроль дисциплинарного общества осуществлялся через линейную перспективу взгляда с центральной башни. Заключенные не видели ни друг друга, ни стражника, и предпочли бы, чтобы их не заметили для некоторой степени свободы. Цифровой паноптикум теряет свой перспективный характер: в кибернетической матрице каждый видит других и показывает себя, чтобы его видели другие. Единственная точка управления, имеющая аналоговый взгляд, исчезает: теперь наблюдение ведется со всех сторон. Но контроль продолжается – другим способом – и даже более эффективным. Потому что каждый человек предоставляет другим возможность видеть свою частную жизнь, создавая взаимный контроль. Этот абсолютный взгляд «деградирует прозрачное общество, пока оно не станет контролируемым обществом. Все контролируют всех», - пишет философ.
(...) Эссе «Прозрачное общество» завершается заключением, что мир развивается как большой паноптикум, где никакая стена не разделяет внутреннее пространство от внешнего.